Аутсорсинг транспортных функций: особенности и преимущества

Роследнее десятилетие в развитии крупных промышленных предприятий и финансово-промышленных групп (ФПГ) характеризовалось созданием самостоятельных подразделений или отдельных структур, осуществляющих транспортные функции. Особенно бурно эта тенденция проявилась в области грузовых железнодорожных перевозок, когда за короткое время появилось большое число независимых транспортных компаний различных организационно-правовых форм, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом (ЗАО «Северстальтранс», ООО «Транспортная компания группы «Сибирский алюминий» и др.). Во многом это было обусловлено такими факторами, как значительный дефицит подвижного состава Министерства путей сообщения РФ, высокий уровень транспортной составляю-выпускаемой продукции, желание быть максимально независимыми от диктата естественной монополии, которой в тот момент было Министерство путей сообщения России.

 

Считалось, что создание такого рода транспортных подразделений будет способствовать снижению стоимости перевозки, существенно сократит оборот подвижного состава и повысит рентабельности бизнеса в целом  Следует отметить, что в тех экономических условиях создание собственных транспортных структур было в определенной степени оправдано.

Вместе с тем, как показала практика, создание и содержание крупных транспортных подразделений, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожных перевозок, требует значительных ресурсов — финансовых, материальных, кадровых. По существу, грузовые железнодорожные перевозки в таких компаниях оказались непрофильным видом бизнеса , который утяжелил их структуру и осложнил управление. Кроме того, оказалось, что перевозочный бизнес на железнодорожном транспорте — это особый вид деятельности со своими специфическими рисками, которые не были известны новым перевозчикам.

Есть и еще один достаточно веский аргумент в пользу специализированной транспортной компании, имеющей богатый опыт в сфере железнодорожных перевозок. Речь идет, прежде всего, о недавно созданном открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), все 100% акций которого находятся в руках государства. Президент этого общества Г. М. Фадеев, характеризуя работу ОАО «РЖД» и частных компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожных перевозок, привел следующие, достаточно убедительные данные. Он, в частности, сказал: «Вообще, если сейчас сравнивать работу подвижного состава РЖД и частников, то получается, что у последних большие простои, они работают на 30% менее интенсивно, чем вагоны парка РЖД. Если бы РЖД использовала свой парк с такой же интенсивностью, то компании пришлось бы закупить подвижного состава дополнительно примерно на 180 млрд руб. Это полторы инвестиционной программы РЖД».

Приведенные президентом ОАО «РЖД» данные свидетельствуют еще и о том, что мнение о государстве как неэффективном собственнике не вполне справедливо. И, кроме того, — и об этом не сказал президент ОАО «РЖД» — компания имеет многолетний опыт в сфере транспортной логистики, составляющей сегодня одно из серьезных ее конкурентных преимуществ. Это то самое, чего нет у других.

Изменить ситуацию для указанных выше ФПГ и других предприятий реального сектора экономики, имеющих в своем составе транспортные подразделения, осуществляющие свою деятельность в сфере железнодорожных перевозок, возможно, передав эту функцию на аутсорсинг. Аутсорсинг (англ. out— «внешний», source — «источник») — способ оптимизации деятельности предприятий за счет передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям. Критерием оптимизации в такой модели организации бизнеса, когда компания прибегает к аутсорсингу, выступает минимизация затрат (финансовых, временных, кадровых, управленческих) на непрофильные виды деятельности и снижение транзакционных издержек в рамках всего производственного цикла.

Сегодня с образованием нового хозяйствующего субъекта — ОАО «РЖД» — у предприятий реального сектора экономики, чья основная профильная деятельность непосредственно связана с использованием железнодорожного транспорта, появляется возможность передачи транспортной функции указанному субъекту (для ОАО «РЖД» это, соответственно, инсорсинг).

Данная услуга может быть востребована, в первую очередь, предприятиями экспортно-ориентированных отраслей промышленности (нефтедобыча, черная и цветная металлургия, производство минеральных удобрений и т. д.), а также компаниями, чьи интересы в большой степени сосредоточены на внутреннем рынке (ПК «Балтика», ЗАО «Омский бекон» и т. д.).

Предоставление этой услуги стало возможным благодаря успешно проводимой структурной реформе железнодорожного транспорта, в результате которой функция ведения хозяйственной деятельности осталась за ОАО «РЖД», а функция государственного регулирования железнодорожного транспорта перешла в ведение Министерства транспорта РФ.

К числу преимуществ аутсорсинга транспортной функции относится следующее:

•основной выгодой для клиента является возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт в данной области, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым знаниям и технологиям;

•аутсорсинг позволяет компаниям-клиентам воспользоваться всеми имеющимися ресурсами поставщика транспортных услуг, доступ к которым в противном случае был бы невозможен;

•руководство компаний-клиентов получает возможность сосредоточиться на основном, профильном виде деятельности компании, не занимая ресурсы при выполнении обслуживающих  функций, в данном случае — грузовых железнодорожных перевозок.

Кроме того, аутсорсинг транспортных функций позволяет в большей степени экономить оборотный капитал, избегая значительных расходов на инвестиции в подвижной состав, техническую базу для его содержания и ремонта, обеспечивающие сохранность грузов средства, специализированное программное обеспечение, подготовку квалифицированного персонала и т. д. Немаловажным для клиента является еще и то, что снижаются (и в ряде случаев исключаются) риски, связанные с выполнением данной функции. Эти риски принимает на себя специализированная транспортная компания ОАО «РЖД», которая имеет богатый опыт управления рисками в процессе перевозочной деятельности, включая и их страхование.

Аутсорсинг транспортных функций, связанных с грузовыми железнодорожными перевозками, позволяет компаниям решать проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем:

• существенного сокращения издержек на производство своей продукции, в том числе транспортных;

•ускорения адаптации к условиям внешней среды;

•улучшения качества продукции и услуг;

•снижения рисков и т. д.

Узкая специализация в предметной области, которой для ОАО «РЖД» являются грузовые железнодорожные перевозки, обеспечивает надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции. Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство, свидетельствующее в пользу аутсорсинга указанной выше функции. Дело в том, что компания, специализирующаяся на предоставлении транспортных услуг, первой сталкивается с возникающими проблемами в данной области и, при необходимости, инвестирует средства в развитие соответствующих технологий, повышение квалификации персонала и т. д., снимая решение указанных задач с клиентов, использующих аутсорсинг.

Таким образом, очевидные преимущества, которые получают клиенты при аутсорсинге транспортной функции в сфере грузовых железнодорожных перевозок открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», позволяют сделать вывод о перспективности этой технологии транспортного обслуживания в обозримом будущем.

Автор:

НИКИТИНСКИЙ Валентин Николаевич – начальник отдела логистики ОАО «Российские железные дороги». В 2001-2004гг. — консультант, заместитель директора по развитию аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Доцент, кандидат экономических наук. Окончил Московский авиационный институт им.С. Орджоникидзе. Участвовал в реализации «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте».

Журнал ЛОГИСТИКА сегодня • #5 • 2004

Оцените статью
Adblock
detector