Выживут только бережливые

Мы публикуем интервью с одним из ведущих мировых экспертов в области бережливого производства (Лин) Майклом Вейдером, хорошо известным в нашей стране.

 

Ольга Скоробогатова: Майкл, скажите, почему Лин-технологии помогают в периоды экономических кризисов?

Майкл Вейдер: Очень многие люди спрашивают меня об этом в последнее время. Вопрос о получении доходов вызывает беспокойство у большого количества компаний. Применение Лин-инструментов помогает сократить стоимость операций, продукции и услуг. Эта экономия напрямую влияет на прибыль и позволяет ее увеличить. Сегодня большинство компаний стараются сократить свои бюджеты на производство, обслуживание и оборудование. Лин дает возможность производить больше меньшими средствами.

О.С.: Вы много работаете в США, Индии, других странах. Есть ли в России национальные особенности освоения технологии бережливого производства?

М.В.: В США инструменты Лин в своей деятельности постоянно используют более 80% компаний. В России пять лет назад «бережливые» предприятия можно было по пальцам пересчитать. Сейчас их тысячи. На вашем рынке, судя по моему практическому опыту, более серьезный и осмысленный интерес к Лин-методам проявляют предприятия, которые уже вынуждены серьезно конкурировать с зарубежными и внутренними производителями, и компании с иностранным капиталом.

Россия на десятилетия отстала от западных стран в плане знакомства с принципами Лин. Взрывной спрос на них сегодня — это, во-первых, желание наверстать упущенное, а во-вторых, жизненная необходимость. Еще недавно часть предприятий могли себе позволить покупать дорогостоящее оборудование, брать кредиты. Сейчас задачи сокращения издержек и максимального использования внутренних ресурсов становятся вопросами жизни и смерти. «Продвинутые» собственники и руководители компаний понимают: выживут и преуспеют после кризиса наиболее гибкие и эффективные. Сегодня они рассматривают Лин-технологии как возможность остаться в бизнесе и быть вне конкуренции в этот экономически тяжелый период.

О.С.: Есть ли в мировой экономической истории примеры, когда Лин в трудные времена был «спасательным кругом» для компаний, отраслей, стран?

М.В.: Опыт показывает, что Лин — лучший инструмент для людей и организаций, пытающихся преодолеть экономические катаклизмы. В США Генри Форд воспользовался методами тейлоризма, впоследствии ставшими основой концепции Лин, чтобы совершить переворот в автомобильной промышленности. В 1919 г. благодаря эффективной организации труда он сразу после Первой мировой войны обеспечил работой десятки тысяч человек. В 1930-х гг. он открыл новые заводы, используя методы, из которых затем выросло

Лин-производство, и помог США преодолеть Великую депрессию.

Когда в 1941 г. разразилась Вторая мировая война, американские женщины компенсировали недостаток рабочей силы, используя TWI (методы обучения на производстве). Благодаря этим простым методикам и оптимизации управления процессами при ограниченных ресурсах был создан самый могущественный военно-промышленный комплекс из когда-либо существовавших в мире.

В Японии Toyota и другие более мелкие промышленные компании в 1947 г. с помощью американцев познакомились с инструментами Лин и TWI, чтобы преодолеть кризис и восстановить разрушенную инфраструктуру. Они просто научили своих сотрудников производить больше при меньших затратах. В сущности Toyota Production System не что иное, как добросовестная компиляция передового мирового опыта управления производством. В 1990-х гг. такие компании, как Caterpillar Tractor, Alcoa Aluminum и Motorola Electronics использовали методы Лин, чтобы перепроектировать свои процессы и повысить конкурентоспособность, после того как азиатские компании захватили рынки за счет более низких цен и крупных партий. Они стали применять технологии Лин и смогли вернуть доли рынка и снова стать мировыми лидерами в своих отраслях промышленности.

Сегодня владение концепцией, которая полвека назад была ноу-хау одной компании, становится необходимым условием выживания, эффективности и развития для огромного количества предприятий, банков, компаний сферы услуг во всем мире.

О.С.: Скажите, пожалуйста, каких результатов удалось добиться компаниям, в которых Вы проводили Лин-проекты?

М.В.: В США компания BSCI, производитель медицинского оборудования, с помощью методов Лин за десять месяцев удвоила свою производительность без привлечения дополнительной рабочей силы и оборудования. В Малайзии проектноконструкторская фирма Chung Hwa Engineering сократила среднее время цикла выполнения крупного проекта на 37%, используя Лин-приемы в своих проектных офисах. В Индии корпорация Larsen & Toubro, владеющая производством разных типов на нескольких площадках, применила методы Лин, чтобы обучить лин-экспертов внутри своей компании. В цехе производства крупного оборудования для вулканизации время цикла было сокращено на 27%. На производстве оборудования для литья пластика под давлением с помощью системы канбан производительность повысилась на 53% без привлечения дополнительной рабочей силы и оборудования. На литейном заводе время цикла производства корпусов турбин для ветряных мельниц сократилось на 19% за счет использования Лин-приемов. Мои российские клиенты тоже добиваются выдающихся результатов, однако не все любят об этом рассказывать прессе. Это тоже национальная особенность — скрывать от конкурентов истинные причины повышения эффективности.

О.С.: Майкл, в каких отраслях бережливое производство наиболее эффективно?

М.В.: Во всех без исключения. Представители всех сфер деятельности: промышленности, строительства, госсектора, банков, больниц — сейчас пытаются сократить затраты. У всех есть потери в процессах, и они хотят их ликвидировать. Система Лин одинаково эффективна для всех отраслей. На Лин-форуме в Москве в ноябре 2009 г., где я вновь проведу мастер-класс, соберутся участники из крупных корпораций и небольших заводов, банков и предприятий сферы услуг. Они, как всегда, смогут услышать истории успеха своих коллег, узнать о новых приемах и поделиться своими проблемами и их решениями с представителями всех отраслей промышленности. Лин-школа заставит их думать, как по-новому выполнять старые процессы. Участники получат новые инструменты и идеи для преодоления кризиса, в котором сейчас находится большинство компаний.

Автор:

Скоробогатова Ольга Михайловна — PR-директор «Центра Оргпром», психолог, коуч, журналист (г. Екатеринбург)

Журнал МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ■ 04(08)2009

Оцените статью
Adblock
detector