Сущность операционного анализа

Операционный анализ – один из видов финансового анализа, который в основном используется для определения того, каким образом на результаты деятельности фирмы  влияют издержки производства, а также объемы реализуемой фирмой продукции.
Он проводится с помощью анализа соотношения расходов и доходов производства, что помогает выявить зависимость затрат/доходов от объемов производства. Целью такого анализа будет поиск оптимальной цены, соотношения переменных  затрат и постоянных издержек, а также оптимальный объем продукции к реализации.

О.а. можно считать одним из наиболее часто используемых способов прогнозирования деятельности фирмы, стратегического и оперативного планирования благодаря своей эффективности.

Существует набор основных коэффициентов, которые используются при операционном анализе:
·        k изменения валовых продаж (Кивп): текущий период соотносится с аналогичным прошлого года;

·         чистая прибыль (ЧП)

·        прибыльность продаж (коэф. ЧП) (ЧП разделить на выручку от продаж);  демонстрирует эффективность работы команды менеджеров.

·        точка безубыточности – объем проданной продукции в денежном или товарном выражении, который покрывает все переменные и условно-постоянные затраты; ее обычно рассчитывают либо для всей организации, либо для отдельных направлений/видов товаров;

при этом фирма получает прибыль, когда разница между полученной выручкой и безубыточной будет больше 0.

·        запас финансовой прочности (ЗФП).

Для расчета нам нужно ввести вспомогательный коэффициент: порог рентабельности (ПРент) = постоянные затратами за вычетом коэф. валовой маржи. 

Итак, ЗФП = выручка от продаж за вычетом ПРент

Важнейшими показателями для О.А. являются 2 вида так называемых рычагов: операционный и финансовый.
Первый демонстрирует зависимость прибыли от выручки (как будет меняться прибыль при том или ином изменении выручки на 1%). 
Второй же позволяет спрогнозировать финансовый риск фирмы за счет оценки влияния объема ЗС на чистую рентабельсть СС.
После того, как все вышеперечисленные коэффициенты рассчитаны, надо провести их анализ, просчитать наиболее вероятные варианты развития фирмы и, при необходимости, принять меры к внесению изменений в деятельности организации.

Автор: Аня Бармина

Оцените статью
Adblock
detector