Известно, что любая продукция находит свое общественное признание только в результате ее реализации. Последняя, т.е. реализация продукции сельского хозяйства и в том числе скотоводства, стала проблемной. До перехода к рынку сельскохозяйственные предприятия почти всю продукцию сдавали государству по закупочным ценам, устанавливаемым самим же государством.
С начала перехода к рынку наша страна перешла к свободным рыночным ценам, которые формируются без непосредственного вмешательства государственных органов, под действием рыночной конъюнктуры, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным, т.е. либерализация цен, по мнению авторов реформы, должен был благотворно повлиять на процессы производства и обмена продукции. Вместо этого мы получили экономический кризис со всеми его атрибутами.
В результате кризиса больше других отраслей пострадало сельское хозяйство и основной причиной тому послужил диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Суть рыночного механизма ценообразования состоит в том, что цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами — продавцом и покупателем, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен устанавливать только рынок.
Все это азбучные истины и говорить об этом приходится потому, сельскохозяйственные предприятия оказались вытесненными из рынка. Для того, чтобы сельхозтоваропроизводитель имел доступ на свободный рынок необходима декриминализация рынка. Все городские и межрайонные продовольственные рынки контролируются рыночными мафиями, а торгуют на них перекупщики, которые понятия не имеют о том, где и как производится продаваемая ими продукция. Другой бедой сельхозтоваропроизводителей стала экономически и организационно не продуманная приватизация перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленности. Переработчики, как только они вышли из под контроля государства, установили монопольно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, сельхозтоваропроизводитель вынужден продавать свою продукцию по бросовым ценам, в силу чего создаваемая в сельском хозяйстве рента достается переработчикам, перекупщикам, теневым хозяевам продовольственных рынков, а сельхозпредприятия несут убытки.
Материалы таблицы 1 показывают, что во всех районах реализация скота и молока была убыточной. Исключение составляет реализация молока по Карабудахкентскому району за 2007 и 2008 гг. За все годы, как по районам так и по южной равнинной подзоне систематически росли как полная себестоимость единицы продукции, так и средние реализационные цены. Вместе с тем темпы роста цен были выше, чем темпы роста полной себестоимости. Так, в 2009г. по сравнению с 2006г. увеличились: полная себестоимость 1 ц молока в 1,33 раза и прироста живой массы скота в 1,36 раза; средняя реализационная цена 1 ц молока — в 1,68 раза и 1 ц. живой массы скота — в 1,85 раза. В этой связи произошло заметное снижение уровня убыточности реализации и молока и живого скота.
Известно, что 1 кг расфасованного в бумажные (картонные) упаковки молока жирностью в 2,4% стоил в 2009 г. 14 рублей. Сельхозпредприятия южной равнинной подзоны продавали 1 кг молока жирностью 3,6% по средней цене 7,21 рубля. Отношение жирности молока, купленного переработчиками у сельхозпредприятий (3,6%) к жирности молока, который реализуется молокомбинатами населению (2,4%), равное 1,5 означает, что только на уменьшение жирности молока с 3,6 до 2,4 % переработчики из каждого килограмма купленного молока делают 1,5 кг реализуемого молока.
Известно также, что пастеризация молока, его расфасовка по картонным упаковкам, стоимость самой упаковки и доставка до пунктов реализации в расчете на 1 кг молока или на 1 упаковку обходится (по хорошо скрываемой информации) не более 3 рублей. Итак, купив 1 кг молока с жирностью 3,6% за 7,21 рубля и разбавив его до жирности 2,4% они зарабатывают 2,41 рубля, т.е. каждый килограмм молока с жирностью 2,4% им обходится в 4,8 рубля. Переработка, расфасовка, доставка в торговую сеть в расчете на 1 упаковку составляют еще 3 рубля. Расходы по реализации (аренда помещения, оплата труда продавца и т.п.) в расчете на 1 упаковку обходятся не дороже 1 рубля. Вычтя из 14 рублей всю сумму затрат переработчиков и торговли (4,8+3,0+1,0) т.е. 8,8 рубля определяем прибыль, которая равна 5,2 рубля и рентабельность (14-8,8):8,8=0,59 или 59%.
Тот факт, что сельхозпроизводитель получает убытки, равные 27%, а переработчики и работники торговли получают ренту в 59% говорит о необходимости обязательного перераспределения доходов между ними. Мы поддерживаем мнение многих экономистов-аграрников, которые считают, что прибыль, получаемая от реализации молока и молокопродуктов должна распределяться так, чтобы 70% доставалось сельхозпроизводителям, 20- переработчикам и 10% — работникам торговли.
Примерно такое же положение в реализации живого скота, мяса и продукции его переработки — убытки достаются скотоводам, а ренту де.чят между собой переработчики и работники торговли. здесь тоже необходимо перераспределение ренты по той же схеме, что и по молоку.
В условиях инфляции, диспаритета цен, криминализации рынка и хронической убыточности сельскохозяйственного производства нам представляется необходимым введение гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Они применяются во всем цивилизованном мире с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей. Поводом к их применению служит ситуация, когда средние рыночные цены ниже гарантированных. Гарантированная цена должна обеспечивать сельхозтоваропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Согласно Закону Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997г) Правительство РФ дало право применять целевые и гарантированные цены, устанавливать уровень этих цен, порядок их применения, определять перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации.
Цены на многие виды сельскохозяйственной продукции и особенно животноводческой, не компенсируют затрат на их производство.
Поэтому необходимо осуществлять государственную поддержку в виде регулирования цен, налоговых льгот, лояльной кредитной ПОЛИТИКИ, адресных и целевых субсидий, отказа от таможенных сборов с завозимой из-за рубежа сельскохозяйственной техники и особенно средств малой механизации животноводческих ферм. Государство может и должно выступать гарантом при приобретении передовой техники из-за рубежа по лизингу под залог будущего урожая. Все это поможет сельхозпредприятиям преодолеть экономического кризиса, устранить убыточность производства, получать определенную ренту, способствовать повышению уровня продовольственной безопасности страны.
Авторы:
У. Гаджиева, к.э.н., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, Дагестанский государственный технический университет
М. Гаджиев, соискатель кафедры мировой экономики, Дагестанский государственный университет
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012
Библиографический список:
1. Байтемиров Б.А., Шейхов М.А. Повышение экономической эффективности производства продукции скотоводства (по материалам Р.Д.) /Махачкала 2006г.
2. Емельянов A.M. Сельскохозяйственная статистика /М. : «Экономика» 1982г.
3. Зинченко А.П. — Сельскохозяйственная статистика с основами социально экономической статистики /М.: МСХА 1998г.
4. РайзбергБ. А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. — Современный экономический словарь — 2-е изд., испр. / М.:Инфра — М, 1999г.
5. Саидов Т.С. Резервы роста эффективности сельскохозяйственного производства Махачкала, Дагкнигоиздат 1980г.